ДЖАЗ-КЛУБ "КВАДРАТ" -
КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

1958 При ДК им. Горького (затем перешел в ДК им.
Кирова) создается первый в стране джазовый
клуб "Д-58" — прародитель "Квадрата".

1959 Джаз-клуб "Д-58" закрыт.

1961 Создается джаз-клуб ЛГУ — близкий родствен-
ник "Квадрата". Начинает работать джазовая
секция музыкального клуба ЛЭТИ.

1963 Джаз-клуб ЛГУ и джазовая секция ЛЭТИ за-
крыты.

1964, декабрь "ЛЭТИшники" приходят в ДК им. Ленсовета и
организуют джазовую секцию при Клубе Моло-
дежи Петроградской стороны.

1965 Проводится первый городской фестиваль джа-
зовой музыки. Джазовая секция становится го-
родским клубом. Выпуск первого номера
Бюллетеня "Квадрат".

1966 Клуб проводит Второй Ленинградский фести-
валь джазовой музыки — самый большой в то
время в стране. Начало проведения регулярных
циклов лекций. Первый концерт из цикла "Гео-
графия советского джаза".

1967 Первый ночной джем. Клуб перебирается в ДК
им. Кирова. Первый "джазовый пароход". Го-
родской джаз-клуб получает название "Квадрат".

1974 Клубом прекращается выпуск бюллетеня "Квад-
рат" в связи с запретом. Начало выпуска клуб-
ной стенгазеты "Пульс джаза".

1986 Проведение первого конкурса молодежных и
начинающих джазовых коллективов. Клуб пере-
бирается во Дворец молодежи. Проведение об-
щегородского "взрослого" конкурса.

1987 Начало регулярного проведения фестивалей
"Джаз над Невой". Первый городской конкурс
джазовых композиций.

1990 Джаз-клуб "Квадрат" перебирается в ДК работ-
ников пищевой промышленности.

1991 Начало регулярного проведения встреч в кафе —
"Джаз по вторникам".

1994 К юбилею Эллингтона приурочена посадка
дуба в его честь. Начало "джазовой аллеи".
Официально издана первая публикация фило-
фонистов. Начинает выпуск кассет с записями
отечественного и зарубежного джаза.


НЕМНОГО ИСТОРИИ
"Так долго не живут"
/из анекдота/
ГЕНЕАЛОГИЯ

Д-58

Сначала был создан" Д-58. Осенью 1958 года группа энтузиастов
джаза организовала в ДК им. Горького первый советский джаз-клуб
"Д-58". Именно здесь была прочитана первая лекция об импрови-
зационном джазе. Через месяц клуб перебрался в ДК им. Кирова.
В клубе начались лекции, репетировали ансамбли. 22 мая 1959 года
в театре ДК состоялся первый концерт импровизационного джаза.
Председателем клуба был Наум Каждан. В Совет входили Владимир
Фейертаг, Валерий Мысовский, Ефим Барбан, Вадим Юрченков, сде-
лавшие потом очень много для Петербургского джаза.
Осенью 1959 года клуб был закрыт.

КЛУБ ЛГУ

Весной 1961 года удалось открыть джаз-клуб ЛГУ. Ведущими фигу-
рами в клубе были океанограф Александр Зайцев, Юрий Вихарев, Ге-
оргий Васюточкин. Каждый четверг в клубе читались лекции и прово-
дились прослушивания новых записей. Клуб имел свой ансамбль, ва-
рьировавшийся от трио до секстета.
Каждые 2-3 недели проходили концерты и джемы, на которых
стали выступать джазмены из других городов страны. Практически в
это время клуб стал центром джазовой жизни города.
Наиболее памятные концерты: мемориальный Паркеровский 1962
года, концерты в рамках фестиваля Университета, джем с музыкантами
оркестра Бенни Гудмена, концерт, посвященный пленуму СК РСФСР.
Клуб был закрыт в 1963 году.

ДЖАЗ-КЛУБ ЛЭТИ

В 1962 году стал активно участвовать в джазовой жизни города
джаз-клуб ЛЭТИ (формально — секция любителей джаза клуба люби-
телей музыки института). Клуб создан в октябре 1962 года. Председа-
телем был избран Борис Дьяков, заместителем — Виталий Шепшелевич.
Деятельность клуба носила, в основном, просветительский харак-
тер. В клубе читались лекции силами членов клуба и главными лекто-
рами клуба ЛГУ — Ю.Вихаревым, Г.Васюточкиным
Наиболее интересные концерты: Большой концерт диксилендов
1962 года (выступило 6 ансамблей, в том числе Ленинградский дикси-
ленд и "Нева"); концерт в рамках фестиваля ЛГУ; подпольный фести-
валь в Мореходном училище (вместе с ЛГУ).
Вообще клуб тесно сотрудничал с клубом Университета, творчески
уступая ему (не было своего ансамбля и таких эрудированных лекто-
ров), но значительно превосходя организационно.
Клуб был закрыт в 1963 году.

"КВАДРАТ"

ДК им. Ленсовета (Вместе с комсомолом).
Как видно из вышесказанного, идея клуба была не нова. Нужен
был толчок со стороны. И он произошел. Как мы потом узнали зад-
ним числом, по заданию сверху компетентными органами был прове-
ден анализ преступности среди молодежи. 70% преступлений молодежь
совершала на частных квартирах. Комсомолу и профсоюзам было дано
задание вытащить молодежь в общественные места.
Активистов клуба ЛЭТИ в декабре 1964 года пригласили в Клуб мо-
лодежи в ДК им. Ленсовета, где они создали джазовую секцию. Пред-
седателем секции был избран Натан Лейтес, с его заместителем — Ви-
талий Шеплешшелевич.
31 января 1965 года состоялась первая лекция в клубе, в феврале —
первая дискуссия.
Весной клуб вместе с Горкомом комсомола проводит конкурс само-
деятельных джазовых коллективов (Первый Ленинградский фестиваль
джазовой музыки). Осенью 1965 года клуб делают городским. Выходит
первый бюллетень — будущий "Квадрат".
Отсутствие амбиций, воинствующий плюрализм руководства клуба
содействовали объединению в лекторскую группу компетентных людей
самых разных характеров и музыкальных пристрастий. Вынашиваются
планы Лектория и Большого джазового фестиваля. Все это удается
осуществить в 1966 году.
Весной клуб проводит самый большой по тем временам в стране
Второй Ленинградский джазовый фестиваль, а осенью начинается пер-
вый лекторий из 14 лекций.
В театре ДК им. Ленсовета (2200 мест) начинаются концерты из
цикла "География советского джаза" с приглашением музыкантов из
других городов страны. Издается второй "Квадрат" — прообраз теорети-
ко-информационного журнала, которым он станет в будущем.
Начало 1967 года клуб встречает Первым ночным джемом, который
затем станет клубной традицией. Идет подготовка Третьего Ленинград-
ского джазового фестиваля. Не объясняя причины, фестиваль запре-
щают.
В "Белые ночи" клуб делает первый джазовый пароход. Это послед-
ний акт сотрудничества с комсомолом...
Через несколько лет стало известно, что по дипломатическим кана-
лам шла информация о том, что в Чехословакии любительские клубы
стали более популярны, чем комсомол. В ГК ВЛКСМ устраивают
отчет клуба и предлагают перейти в ДК им. Кирова, где есть большое
помещение. Все вопросы предлагается решать с администрацией ДК, а
комсомольское начальство не беспокоить.

ДК им. Кирова (1967-1986)

В ДК первым делом предлагают прекратить выпуск "Квадрата".
Здесь клуб берет себе название "Квадрат". Действительно, городской
он или нет? Никто формально этот чин не отнял, однако работать
можно только в ДК им. Кирова под руководством начальника массо-
вого отдела. То, что он городской, клуб доказывает своими делами.
Продолжаются лектории, идут концерты, выпускается "Квадрат"
(уже "самиздатом"), делаются газеты, значки. Свято чтутся традицион-
ные ночные джемы, пароходы.
Особое место в деятельности клуба занимают мемориальные кон-
церты, . посвященные 70 и 75-летию Эллингтона, концерт памяти
Колтрейна, к 80-летию Армстронга, 25-летию оркестра Вайнштейна.
Большим успехом пользуются концерты, посвященные традиционному
джазу — "Парад диксилсдов", "Традиционный сбор" и др.
В начале 70-х В.Фейертаг начинает лекции-концерты, как штатный
работник Ленконцерта. Начинают эпизодически выступать ансамбли
Д.Голощекина и Ленинградский диксиленд. Однако "Квадрат" еще ос-
тается центром джазовой жизни города. 70-е начало 80-х клуб живет
жизнью, мало отличимой от жизни подобных клубов. После гастролей
Эллингтона закрывают клуб "Камертон", и "Квадрат" становится пос-
ледним прибежищем любителей джаза. В 1974 году в третий раз ловят
на "Эре"(популярный в 70-е годы копировальный аппарат) с бюллетенем.
В 1976 году скандалом заканчивается попытка
поездки на пароходе с музыкантами оркестра Северо-Техасского уни-
верситета.
После известного письма А.Баташева в Министерство Культуры, в
самом конце 70-х, начинаются гастроли советских профессионалов.
Проводятся первые "Осенние ритмы" (1978). "Квадрат" принимает ак-
тивное участие в их организации.
Активная концертная жизнь профессионалов, открытие "Клуба со-
временной музыки" в 1979 году, и рок-клуба в начале 80-х делают по-
сещение клубных концертов "менее модными", однако клуб имеет
свою поредевшую, но преданную аудиторию.
К 1985 году окончательно развалился давно требовавший ремонта
Дворец им. Кирова. По пятому этажу, где размещался клуб, прогулива-
ются голуби. Начинаются поиски нового места. Последнее мероприя-
тие клуба в ДК им. Кирова (по идее В.Фейертага) - Первый конкурс
молодежных и начинающих джазовых коллективов и исполнителей
(весна 1986 года). Закрывается на ремонт театр ДК

Дворец Молодежи

Осенью 1986 года клуб начинает свою деятельность во Дворце Мо-
лодежи. У него прекрасное помещение, возможность пользоваться ап-
паратурой Дворца, свои инструменты. Минусом является то, что
нужно выполнять план (хозрасчет). Это плохо, но не смертельно. Осе-
нью 1986 года клуб проводит Городской конкурс "взрослых"исполните-
лей и коллективов. Весной 1987 года - Первый фестиваль "Джаз над
Невой". Осенью 1987 года — Первый городской конкурс джазовых
композиций. Идут концерты, встречи, джемы (среди гостей — Душко
Гойкович и Сэл Нистико, музыканты ансамбля Дэйва Брубека, Билли
Тейлор, Виктор Гэскин и др.). Клуб, как ни странно, выполняет
"план". Правда, за нерентабельностью приходится закрыть лекторий.
В 1988-89 г.г. проходят фестивали "Джаз над Невой". Плывут паро-
ходы, проходят концерты.
В декабре 1989 года, накануне акционирования дворца, клубу пред-
лагают "очистить помещение", занимаемое им во Дворце Молодежи.

ДК Работников Пищевой Промышленности

Пытаясь найти себе место в межсезонье, клуб к лету 1990 года на-
ходит общий язык с администрацией ДК Пищевиков. Находясь здесь,
проводит Четвертый и Пятый фестивали "Джаз над Невой", концерты-
встречи с музыкантами Массачусетского и Иллинойского университе-
тов, концерт Ким Паркер.
Сейчас концерты на клубной сцене — большая редкость и происхо-
дят только в связи с большими событиями.
В прошлом году клуб устроил два праздника, достойных его исто-
рии. Концерт 35-летия Ленинградского диксиленда собрал в марте му-
зыкантов и любителей традиционного джаза, как в старые добрые вре-
мена.
Большим концертом клуб отметил 95-летие со дня рождения Эл-
лингтона. К этому событию мы выпустили специальный эллингтонов-
кий сборник, марку, Александр Гренберг перевел на русский язык
книгу Стэнли Данса "Мир Дюка Эллингтона", и по предложению Ген-
надия Гольштейна был посажен дуб в честь Дюка. Это было весной.
Осенью вместе с "Джаз-филармоник-холлом" - деревья в честь Уилья-
ма Хэнди, Константина Носова, Всеволода Королева и Эдуарда Леви-
на.
Теперь у нас целая джазовая аллея. Уверены, что такая традиция
будет продолжена.

Клуб стал "площадкой молодняка". У нас репетируют 5 ансамблей,
которые каждый вторник джемуют до умопомрачения. Как-то Бадди
Рича спросили о его оркестре середины 70-х годов: "Почему Ваш ор-
кестр называется "Бадди Рич и его убийственные силы"?". "А вы по-
смотрите, как они молоды, сколько у них энергии, послушайте, как
они играют", — ответил Рич.


Были выпущены микроскопическими тиражами кассеты "Золото джаза"
(Выдающиеся исполнители, ансамбли и оркестры). Вышли кассеты,
посвященные творчеству Дюка Эллингтона, Декстера Гордона, Джина
Эммонса, Сонни Стита, Луи Армстронга, Майкла Брокера, памяти К.Носова
и Ю.Вихарева, "Элла плюс Дюк", "Джо Уильямс и Каунт Бэйси", кассеты:
"Монк на Риверсайде", "Оливер Нельсон", "Эрик Долфи".
Есть интересные планы издания кассет отечественных музыкантов. Огром-
ную работу в секции проводят Тенгиз Вашакидзе и Виктор Гуляко, ко-
торый взял шефство над парой ансамблей и буквально "завалил" их
информацией. Другой член секции — Виктор Самохвалов помогает за-
писями молодым вокалистам.

И хотя молодое поколение наряду "с пепси" выбирает джаз, оно
предпочитает его играть, а не заниматься "нудной, рутин-
ной" организационной работой. "Скамейка запасных" функционеров
клуба пуста.


Сайт создан в системе uCoz